Долгослужащие солдаты в свободное время обычно посещали, как они называли, "Царскую корчму" и называли так потому, что в ней висел портрет императора Николая I.
Один старослужащий солдат Агафон Сулейкин в день своих именин, получив из деревни денежное подкрепление, пригласил нескольких своих друзей в эту корчму.
Пили, пели и именинник, перехватив лишнего, стал бушевать и придираться к корчмарю, а одного из своих друзей даже побил.
Когда его стали увещевать и указывать, что он ведет себя недостойно перед портретом Государя, то он и вовсе распоясался: "Что мне портрет, я сам портрет".
И мало того, свою реплику он сопроводил плевком в висевший портрет...
Столь необычайное происшествие стало известным сперва фельдфебелю, затем ротному командиру и пошло по инстанциям всё выше и выше, включительно до самого императора.
Николай I, ознакомившись с документами, написал на донесении: "Объявить перед фронтом рядовому Агафону Сулейкину, что я сам на него плюю. А так как этот несчастный в пьяном виде не ведал, что творит, то дело прекратить, а в кабаках царских портретов не вешать".

Резолюция Государя в отношении Сулейкина была выполнена: полк был построен, били барабаны, раздавались команды, а виновник был поставлен перед фронтом и ему во всеуслышание было объявлено решение Государя, после чего ему было приказано встать в строй своей роты.
После этого случая Агафон Сулейкин, став таким образом исторической личностью, в первое же воскресенье пошел в церковь, где усердно молился и поставил свечу перед образом святителя Николая, перед которым дал обет никогда не брать в рот ни капли водки.
И этого обету, кстати, крепко держался!
Journal information